В конце 60-х и в начале 70-х годов в г. Майкопе высокими темпами развивалась промышленность и строительство. На западной окраине города строился и развивался жилой микрорайон «Черёмушки». Остро чувствовалась потребность горожан в расширении сети маршрутов движения общественного транспорта. В 1959 году было принято решение о разработке проекта на создание в городе троллейбусного движения. Первый маршрут движения троллейбусов планировалось пустить до минерального источника с пересечением железнодорожной линии из г. Майкопа в пос. Хаджох. Но из-за недостатка финансирования проект был отложен. За время, прошедшее от разработки проекта до его реализации, железная дорога была электрифицирована и её пересечение с троллейбусом в одном уровне стало невозможным.


Вернулись к реализации проекта в сентябре 1967 года. Был выделен под строительство в северо-западной части города участок земли площадью 5 га и утверждён типовой проект на первую очередь развития троллейбусного движения в г. Майкопе. В 1972 году началось активное строительство административных, служебных и ремонтных корпусов.

От троллейбусного депо, между стройными рядами серебристых опор по обеим сторонам улиц Димитрова, Депутатская и Пролетарская в сторону Вокзала потянулись, словно позолоченные, провода контактной сети. Монтаж контактной сети потребовал больших дополнительных затрат по переносу и переукладке многих подземных коммуникаций.

И вот наступил долгожданный волнующий момент. Первые семь новеньких троллейбусов 29 ноября 1974 года вышли в свои первые рейсы. Состоялось открытие регулярного движения по двум маршрутам №№1 и 2, протяженностью 12 км., от Западного жилого района к Железнодорожному вокзалу. По Западному району они ехали во встречном направлении: № 1- против часовой стрелки, № 2 – по часовой стрелке.

Ровно через 2 года, в ноябре 1976 года, были открыты 2 новых маршрута №№ 3 и 4,

от Западного жилого района до ул. Шоссейной. По Западному району они так же ехали

во встречном направлении. Общая протяженность линии составила уже 28 км. Электроснабжение осуществлялось с помощью двух тяговых подстанций. На линию выходили 27 троллейбусов.

В 1981 году и у жителей улицы Привокзальная появилась возможность пользоваться троллейбусами. Появились новые маршруты: №№ 5, 6 и 7. Вступила в строй тяговая подстанция №3 (на территории троллейбусного депо). На линию выпускали 45 единиц подвижного состава. Протяженность линии увеличилась на 8 км.

В 1985 году был введен в эксплуатацию новый маршрут, который связал с центром города северный промышленный район, где находится Шпагатно-верёвочная фабрика.

В августе 1987 года новая линия соединила центр города с Редукторным заводом. Троллейбус «перешагнул» через железную дорогу по путепроводу. До пуска следующей очереди троллейбусных линий нас отделяло более 10 лет…

Те, 90-е годы, были для предприятия испытанием на прочность. Острый дефицит денежных средств, отсутствие запасных частей для ремонта троллейбусов и перевозка большого количества льготных пассажиров требовало решений. Но коллективу удалось адаптироваться в сложной экономической ситуации, обеспечить устойчивый перевозочный процесс, сохранить квалифицированные кадры ремонтников и укрепить производственно- техническую базу предприятия.

За предыдущие годы жители города по достоинству оценили троллейбус как удобный и экологически чистый вид транспорта и в конце 90-х годов было начато строительство новой линии. Предприятие инвестировало свыше 1 млн. рублей собственных средств в монтаж контактной сети.

23 сентября 2001 года, в День города, состоялось открытие новой троллейбусной линии. Жители отдалённых восточных районов города, получили возможность на троллейбусах маршрутов №№ 10 и 11, быстро добираться до Центрального рынка, Вокзала и

Западного жилого района.

Вместе с открытием новых троллейбусных линий, город получал хорошие дороги, тротуары, зелёные газоны.

С момента пуска первой очереди троллейбусной линии количество троллейбусов увеличилось с 7 до 53, количество маршрутов – с 2 до 11, протяженность контактной сети -

с 12 км. до 50 км., протяженность маршрутов составила 145 км., численность работающих - с 68 человек до 450.

Спустя 40 лет со дня пуска троллейбуса, с особой благодарностью вспоминаем первого руководителя предприятия, основателя электротранспорта в г. Майкопе - Локшина Геннадия Иосифовича, сумевшего всем привить любовь к своей профессии и фанатическую преданность своему делу. Вместе с ним в должности главного энергетика начинал свою трудовую деятельность выпускник Московского энергетического института Борсов Беслан Шхангериевич. В самые трудные перестроечные годы он возглавил предприятие, вывел его на достойный уровень и до 2012 года вкладывал в его развитие свои знания и душу. Одним из первых начальников депо был Шевалдин Игорь Николаевич – один из лучших технических специалистов в истории предприятия. Коллектив Майкопского троллейбусного управления помнит ветеранов предприятия за их преданное отношение к своей работе, умение находить выход из любой ситуации и умение найти добрые и нужные слова для своих коллег.

Сейчас Майкопское троллейбусное управление возглавляет молодой, перспективный, уверенно идущий к поставленной цели директор – Гаас Александр Владимирович. Его стремление вывести предприятие на новый уровень, поддерживает и весь коллектив.

У майкопского троллейбуса не простое, но интересное прошлое, что позволяет и сегодня полноценно жить, работать и уверенно смотреть в будущее.

 

 

 

Справочно:

Учредителем предприятия является Администрация муниципального образования "Город Майкоп". Координацию и регулирование деятельности предприятия осуществляет отдел городской инфраструктуры.